Боди-арт: Роспись по телу, лег арт, бодипейнтинг. Татуирование, интимные татуировки
Пирсинг, интимный пирсинг. Шрамирование, скарификация, скарт. Имплантация

Весь боди-арт
18
Авг

История татуировки у славян

Татуировка занимает свое особое деревня в истории культуры разных народов. Проявив себя практически на всех континентах, она своими долгожительством и происходящими в ней изменениями свидетельствует о собственной долгой истории. В Европе татуировку знали уже в древности, что подтверждают свидетельства многих греческих и римских авторов.

Татуировку наносили первые христиане, этот мода у христиан просуществовал вплоть до раннего средневековья, когда против татуировки выступили высокие церковные иерархии, узрев в ней встарь всего символ язычества и углубляющейся деморализации. В результате применения разнообразных санкций в наиболее густонаселенных западноевропейских центрах татуировка на некоторый века практически угасла, официально функционируя лишь в тогдашнем уголовном мире и тюрьмах. В скрытой форме в те времена татуировкой пользовались рыцари и ландскнехты прежде всего в целях идентификации, в то дата как пилигримы, странствующие ремесленники, фокусники, пираты и разного рода преступники украшали себя татуировкой религиозного и специфического содержания.

В своем первозданном виде татуировка существовала вплоть до конца XIX века исключительно в некоторых наиболее изолированных сельских сообществах Европы, образование которых была наиболее устойчива к веяниям времени. Исследователи утверждают, что эта татуировка использовалась задолго до периода «мореплавателей», ориентированной для подобного рода украшательство и восприятие человеческого тела.

Польский этнограф К. Мошыньски писал: «Татуировка у славян наблюдается только в определенных частях Югославии». Это утверждение основано на интересных исследованиях, посвященных татуировке, которые в конце XIX века провели Леопольд Глюк и Чиро Трухелка для территории Боснии и Герцеговины.

Глюк был окружным врачом, а Трухелка работал хранителем музея. Они не совсем одинаково смотрят на происхождение и причины популярности отдельных мотивов татуировки, которые снова в конце XIX столетия встречались среди населения католического вероисповедания на исследованных ими территориях. Коротко ознакомимся с высказываниями обоих исследователей.

Глюк обратил внимание для одно характерное явление, которое наблюдалось среди населения труднодоступных территорий, входящих в состав бывшей австро-венгерской монархии. Это явление можно было ухаживать во время служб, когда у костелов собирались толпы верующих. Среди набожных крестьян из близлежащих мест дозволительно было обнаружить, что практически у каждой из взрослых девушек и замужних женщин были татуировки на груди, плечах и предплечьях, на ладонях вплоть предварительно кончиков пальцев, а иногда еще и на лбу.

Главным мотивом татуировок был окруженный различными гирляндами, веточками и иными линиями крест. наблюдая следовать этим обычаем, Глюк отметил, что у женщин, живущих в том же регионе, но принадлежащих другой вере, татуировка стречается значительно реже. «Женщины православного вероисповедания наносят татуировку значительно реже, чем католички, но быть этом следует подчеркнуть, что это женщины, проживающие в местностях, где большинство составляют католики. Татуировки, которыми они обладают, куда менее обширны и не характеризуются такими богатыми украшениями, точно татуировки женщин католического вероисповедания», – писал исследователь.

Мужчины-католики также не сторонились татуировки, хотя не так предавались ей, как женщины. Охотнее они украшали плечи и предплечья крестами, не прибегая быть этом к дополнительному орнаменту. Глюк свидетельствует, что среди православных татуировка встречается только у молодых мужчин, которые служили в боснийской жандармерии либо в армии. впрочем в тех татуировках, которым они отдают предпочтение, крест не является центром композиции. Чаще они прибегали к татуировке в форме сердца, короны, якоря либо инициалов, что свидетельствовало, по мнению исследователя, о светском их происхождении.

между магометан татуировка проявляется лишь в единичных случаях. Ее носили только те, кто служил в турецкой армии. У таких лиц бывало встречалась на плечах татуировка в виде кривых сабель или полумесяца со звездой.

Опираясь на эти наблюдения, Глюк сформулировал свое мечта возникновения татуировки у некоторых групп населения на территории Боснии и Герцеговины: «В прошлом татуировка не входила в число обычаев у славян, и хотя их женщины были не уходить украсить свое тело, однако гипотеза о том, сколько татуировка в своей форме была измененным отзвуком дохристианских времен, не находит никаких подтверждений в анналах предыстории славян и ни в какой форме не подтверждается наблюдениями на территориях современного расселения славян, даже среди сельского населения, следовать исключением Боснии и Герцеговины. По этой же причине на оккупированных Турцией территориях возникновение данного обычая невозможно отнести к временам, предшествующим турецкому нашествию».

Если бы татуировка была очень древним обычаем, рассуждает Глюк, она наверняка имела желание точное название. Существовавшее в то время название говорит о более позднем происхождении. следовательно, хотя татуировка и не является старославянским обычаем, возникает вопрос, почему и когда он был принят загодя всего католиками Боснии и Герцеговины. В поисках ответов на этот урок исследователь обращается к историческим условиям, в которых была Босния и Герцеговина в середине XV века.

В тот период в результате постоянных конфликтов и войн на религиозной почве Босния распалась на небольшие княжества. Юго-западная купон получила с тех времен название Герцеговина. Когда в 1469 году турки напали на Боснию, местные феодалы в массовом порядке принимали вера, а также язык и культуру захватчиков, чтобы сохранить за собой привилегированное мысль. В Османской империи не было наследственной элиты власти, титулов, рангов по происхождению и родовых поместий, поэтому предварительно каждым подданным-мусульманином, даже перед холопом, была открыта дорога к карьере. Такая ситуация способствовала процессу исламизации. для территории Боснии этот процесс протекал достаточно интенсивно. А представители таких религиозных течений, вдруг богомилы и патаряне, которых до этого сильно притесняли власть и храм, воспринимали турков как освободителей и переходили в ислам, за который им гарантировали право исключительной собственности на землю.

Через некоторое век на территории Боснии (уже провинции Османской империи) политическая ситуация стабилизировалась и церковь предприняла усилия, дабы остановить процесс отступления от католической веры. беспричинно как ислам запрещал использование креста в качестве символа христианства, католические наставники пришли к идее поощрять верующих после нанесение татуировки в форме креста на открытых частях тела. В этом случае, если татуированный католик желал изменить веру, он был вынужден удалить крест с поверхности тела, что было очень болезненной процедурой, потому что следовало уничтожить ткань кожи вплоть до самых глубоких ее слоев. не каждый был способен вынести такую печаль, так что татуировка могла остановить ошибка от веры. Если кто-то и решался ходить на столь болезненную операцию, в кругу мусульман он все равно оставался бы в числе подозрительных сообразно причине бросающихся в глаза шрамов, остающихся после удаления татуировки. Тот факт, что опять в конце 19 века процесс нанесения татуировки проходил обычно в праздничные дни и воскресенье прямо после службы и рядом с костелом, сообразно мнению исследователя, является подтверждением его предположений, касающихся происхождения мотива креста в татуировке католиков Боснии и Герцеговины.

Трухелка со своей стороны подтверждает справедливость наблюдений оппонента: на данных территориях татуировка встречается почти исключительно между католической части населения, ее редко можно заметить у магометан и православных. между последних применение татуировки было результатом внешних влияний и различных контактов во время прохождения воинской службы рядом с теми, который родился в иных регионах Османской империи. Независимо от всех этих фактов в турецком войске некогда существовал замашка, когда силой клеймили тех, кто нарушил закон. (Во пора войны с Черногорией солдаты, подозреваемые в подготовке побега, клеймились татуировкой в форме меча.) Исследователь отмечает, что все, кроме католиков, считали татуирование чем-то унижающим.

кроме Трухелка расходится с Глюком и приходит к выводу, что его объяснение мотива татуировок – креста – ошибочное. Трухелка ссылается на тот случай, что среди выделенных мотивов татуировки, которые использовало христианское население Боснии и Герцеговины, не было зафиксировано других, опричь креста и христианских символов. Так, отсутствовали символы любви, надежды, монограммы Христа и т.д. В пределах данной группы населения встречались иные мотивы татуировки: круги, браслеты, ветви, звезды, солнце и полумесяц. Их Трухелка и осмысляет.

Все мотивы сопровождает дополнительный украшение в виде точек, крестиков и черточек. Географический диапазон проявления на земном шаре таких несложных по форме мотивов необычайно широк. Это позволяет выдвинуть гипотезу об их вконец древнем, дохристианском происхождении. Интересными фактами, заставляющими отодвинуть еще дальше в прошлое начало появления татуировки в этом регионе Европы, стали подчеркнутые Трухелкой некоторые этнографические данные: выполнением татуировки для территории Боснии и Герцеговины занимались женщины; татуировка наносилась 19 марта, в день св. Иосифа, иначе говоря, в канун «победы дня над ночью»; возраст, когда наносилась первая татуировка, приходился для период достижения зрелости, между 13 и 16 годами жизни. Если соотнести эти факты с данными из истории культуры внеевропейских народов, где зарегистрированы подобные обычаи, следует внимание достаточную достоверность и основательность точки зрения Трухелки.

Чтобы подкрепить свой тезис относительно дохристианского происхождения татуировки в этом регионе Европы, исследователь прибегает к упоминаниям о татуировках, сделанных древними историками и писателями. Опираясь для Геродота, Страбона, Плиния, Помпония Мелу и других, он обращает внимание на то, что именно для Балканах и соседних территориях татуировка была необычайно распространена в отдаленной древности. Исследователь пишет: «Этот обычай пришел с востока и был принесен на Балканы скифами. через траков, населявших в то время Балканский полуостров, этот обычай переняли илиры, благодаря посредничеству которых сей обычай распространился вплоть до побережья Адриатики, что подтверждает Страбон». Трухелке вторит немецкий исследователь А.Хаберландт, что в 1896 году констатировал: «Сегодняшний обычай Боснии и Герцеговины может быть последним эхом необычайно старой практики, подтвержденной древними».


Полезно почитать: